На территорию бывшего Ауховского района ДАССР было переселено из Кулинского и Лакского районов ДАССР 1518 семей лакцев, численностью 5831 человек. Ауховский район переименован в Новолакский. Таким образом, 11 марта 1944 года было выпущено распоряжение № 5473-рс СНК СССР, обязывающее Совнарком Дагестанской АССР переселить до 15 апреля 1944 года колхозников из горных районов Дагестана, вместо депортированных 23 февраля чеченцев, в кратчайшие сроки (2 часа на сборы) были насильственно переселены лакцы из населенных пунктов Ахар, Бурттун, Бярнихи, Варай, Гамиях, Гаркас, Дучи, Кичурлух, Кацран, Ихарчи, Курхи, Марки, Ницовкра, Олларти, Сундарали, Турчи, Тухчар, Тукат, Халаки, Кули (частично) Лакского и Кулинского районов.
Желания, ходатайства и просьбы людей остаться в родных селах никто из начальства (с райисполкомов приехали и 3-4 представителей с Махачкалы) не учитывал. Непослушных, тех, кто отказывался от «светлой жизни» запугивали, угрожали расправой. Наконец буквально, под ружьем начали «переселение», как это тогда называлось. Никто из участников тех событий не вспоминает прошлое без содроганий и слез. Они рассказывают, что кроме немощных, больных и стариков, все мужчины в возрасте с 16 до 55 лет воевали на фронте с 1941г., причем большинство из них ушли добровольцами.
Собирались спешно. В угодническом порыве исполнители торопились сами и подгоняли людей. «Картина была душераздирающей: мужчин и женщин не могли оторвать от своих очагов, многие завязывали в чистые платки горсти родной земли. Что еще можно было унести с собой? Власти не запрещали крестьянам брать свое имущество, накопленное годами, «любезно» предоставили транспорт - одну подводу на 4 семьи. Все нажитое: скот, продукты, вещи - люди оставляли в домах. Впоследствии все это было разграблено.»
Но уходящие не думали о том. На дверце шкафа неизвестная женщина с верой и надеждой начертала свое обращение к тому, кто посетит ее дом: «Мой дом родной, благодарю. Нужда заставила тебя покинуть. Тому, кто пожелает жить здесь отныне, пусть станет он родным. Завещаю: живите, и иногда вспоминайте обо мне».
Этот последний привет являет собой жест высочайшего добросердечия и гостеприимства.
Добирались до Темир-Хан-Шуры (ныне Буйнакск) на телегах. Почти 300 километров переселяемые прошли пешком, с детьми, стариками, не имея с собой ничего необходимого. В пути умерло очень много людей, особенно детей, стариков, многих из которых хоронили на обочинах дорог в том, во что они были одеты. В дагестанских селах, где проходили пешком лакцы, старожилы вспоминали детский плач, стоны взрослых. В Темир-Хан-Шуре переселяемых посадили в грязный товарный поезд, в котором перевозили скот. Высаженные в Хасавюрте, вынуждены были находиться на станции в течение двух дней из-за отсутствия транспорта для доставки в конечный пункт назначения
Из города с Хасавюрта до нового места многие шли пешком, в неизвестность, изможденные, усталые, голодные.
После переселения лакцы оказались в новых природно-географических, социально-культурных и этнических условиях, традиционный уклад жизни был разрушен, климатические условия отличались от привычных, переселенцы адаптировались с трудом. Часть переселенцев, не пожелав остаться на новом месте, стала возвращаться назад в горы, но их задерживали и отправляли обратно. Для того чтобы пресечь поток "возвратников" некоторые из старых селений разрушались, или жителям соседних сел предлагалось разобрать дома и использовать строительный материал.